Ход занятия
Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком.
(Называются имена тех детей, которые есть в группе) .
Дети проходят и рассаживаются на скамейки.
В нашей группе есть:
Две Кати –
Раскрасавицы вы наши,
И, конечно же, есть Даша –
Она словно кукла наша.
И Наталья, Дима, Маша,
Рома, Слава и Степан,
Вика и Кристина.
Не забудем про Максима.
Сколько в группе есть ребят!
Есть и Настя – хохотушка,
Наша Ксюша – веселушка.
Есть у нас ещё Ринат –
Старший своему братишке брат.
Славный парень наш Данил –
Он почти, как богатырь!
Скромница – Алина,
Совсем, как балерина.
Аня, Юля, две Полины
Вы ни кем не заменимы!
Нету только лишь Акульки,
Она маленькая, в люльке;
Нет у нас Алёнки,
Она крошечка – в пелёнке.
Нет Аринки на перинке,
Нет Ивана, Фёдора.
Кого нет, не перечесть!
Я люблю того, кто есть!
Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Послушайте ещё одну потешку:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти коса – не путайся,
Маму дочка слушайся.
Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму. Давайте в потешку поиграем.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Все водят хоровод, приплясывают и поют:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Лиса: Похвалялась лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Козёл: Похвалялся козёл:
Огород я обошел,
Всем я грядки прополол,
Да и по воду пошёл.
Жучка: Похвалялась Жучка –
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка.
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор –
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель: Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послушайте.
Рыл яму злодей на дороге лесной
Чтобы ночью свалился прохожий.
Вот яма готова. Он вылез.
«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже! »
Ещё два дня разбойник потел
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти, но не сумел.
Тогда усмехнулся: «Годится! »
Какие пословицы вы знаете? (ответы детей) .
Воспитатель: А ещё есть поучительные поговорки, они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».
Какие знаете вы поговорки? (ответ детей) .
Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:
Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят.
Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.
А какие дразнилки известны вам? (ответ детей) .
Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:
«Тары – бары, растабары!
У Варвары куры стары! »
Какие считалки знаете вы? (ответ детей) .
Воспитатель: Мы с вами тоже знаем такие игры, давайте сейчас в одну из них и поиграем. Русская народная игра «Пень».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). В таких нарядах девушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе дружков, зазывая их русскими народными песнями и закличками.
На посиделках не только пели песни, частушки, но и загадывали загадки. Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки) .
Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному уголку). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Кто их написал? (ответ детей). Отгадайте, из какой сказки отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек) .
А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни. Прошу одну из девочек взять куколку и спеть ей колыбельную «Баю, баюшки, баю… ». Пусть Аринка спит, мы не будем ей мешать.
Итог занятия: Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, загадок и т. д.